«Медленный вирус» Гайдусека»: безграничное поле для фантазий

У охотников за вирусами всё ещё было много оружия, чтобы вытащить его из своей коробки трюков. Например, понятие «медленного вируса»: вирус, способный «спать» в клетке многие годы, прежде чем поражать её патогенными или фатальными эффектами.

Утверждение о том, что болезнь занимает очень много времени (десятилетия), чтобы «разразиться», приобрела популярность в 1960-х годах, когда охотники за вирусами убедили медицинский истеблишмент в том, что вирусная концепция может быть даже наложена на рак157 158, то есть это заболевание, которое «обычно появляется через годы или десятилетия».159

Но, несмотря на самый тщательный поиск, исследователи просто не могли найти активных вирусов в опухолях. Разочарование было очень велико.160 Но вскоре была разработана новая теория: вирус может спровоцировать инфекцию, а затем лежать в клетке столько, сколько хочет, и, наконец, в какой-то момент вызвать рак, даже если сам вирус уже не присутствует в клетке.

Как и в случае с полиомиелитом, нуклеиновые кислоты так называемого «медленного вируса» никогда не были изолированы, и эти частицы никогда не были визуализированы с помощью электронного микроскопа161, но охотники за вирусами взяли эту подозрительную теорию на вооружение и адаптировали её к ряду современных болезней.162

Учёный Карлтон Гайдусек (Carleton Gajdusek) развил концепцию «медленного вируса», чтобы она была не только объяснительной моделью для ВИЧ-СПИДа.163 В 1970-х годах в Папуа-Новой Гвинее Гайдусек исследовал губчатое изменение в тканях мозга, связанную с деменцией, которая была преимущественно распространена среди женского населения.164

Болезнь, называемая куру, наблюдалась только в двух кланах, чьи представители часто вступали в родственные браки, и, по словам Гайдусека, поддерживали культ «мёртвого ритуала», в котором участвовали мозги их покойного (что было позже раскрыто как миф).

Эти трансмиссивные губчатые энцефалопатии (размягчение мозга), как их называют, появляются спорадически и заканчиваются, в основном, смертью в течение пяти лет. Они, как правило, крайне редки (примерно один случай на миллион человек), но представлены в некоторых семьях с частотой 1 к 50, что может указывать на генетическую причину.165

Несмотря на все эти факты, Гайдусек получил Нобелевскую премию в 1976 году за свою концепцию «медленного вируса». Этим награждением его идея о том, что это губчатое изменение в ткани мозга было произведено и передано патогеном (вирусом) получила ещё более широкое признание как факт.

Но тщательный анализ опытов Гайдусека на обезьянах, которыми он стремился доказать передаваемость заболевания, должен был шокировать научное сообщество и вызвать у него недоверие. Но вместо этого его отчёты были признаны как доказательство трансмиссивности и тот факт, что ни кормление обезьян мозговой мукой, ни инъекции не оказывали никакого влияния на шимпанзе, был просто проигнорирован.

Проще говоря, Гайдусек проводил странные эксперименты, чтобы вызывать нервные симптомы у тестируемых животных. Он брал мозг человека, умершего от болезни куру, перемешивал его в кашицу, добавлял туда много протеина наряду с рядом других веществ, и вливал эту смесь в голову живых обезьян, сверлив им отверстия в черепах. Существование предполагаемой так называемой трансмиссивной болезни было основано только на этих экспериментах.166

Как это могло бы привести к доказательству каннибалистической гипотезы Гайдусека? Тем более, что гипотеза указывала на то, что болезнь может появиться у людей путем приёма внутрь инфицированных мозгов, а не путем прямого хирургического введения в мозг.

Чтобы усугубить ситуацию: Гайдусек был единственным живым свидетелем каннибализма в Папуа-Новой Гвинее. Он сообщил об этих каннибалистических обрядах в своей лекции в 1976 году на вручении ему Нобелевской премии, даже подтверждая их фотографиями.

Но в середине 1980-х годов было обнаружено, что фотографии Гайдусека, которыми он стремился документировать каннибализм, на самом деле показывали мясо свиней, а не человеческую плоть. Антропологическая команда изучила это утверждение, и они действительно нашли рассказы о людоедстве, но не обнаружили никаких достоверных случаев.167

Позднее Гайдусек должен был признать, что ни он, ни другие исследователи, с которыми он встречался, не видели каннибалистских обрядов.168 Роланд Шольц, профессор биохимии и клеточной биологии в Мюнхене, ответил на это откровение, сказав, что «научный мир, похоже, был очарован мифом».169


Полный материал доступен после Регистрации


Войти или пройти Регистрацию.